Ногти для игры на гитаре. Как играть на гитаре с длинными ногтями? Гитара ногти на правой руке

Данную статью мы бы хотели посвятить такому важному вопросу, как уход за ногтями правой руки. Ведь качество Вашего звука во многом зависит от состояния ногтей. Среди исполнителей классической гитарной музыки даже ходит такая поговорка «ногти для гитариста – всё равно, что смычок для скрипача» – и это действительно так.
К сожалению, не все обладают от природы здоровыми крепкими ногтями, тем более от постоянных занятий более слабые ногти быстро стачиваются и теряют необходимую длину и форму. О том, какой длины и формы должны быть ногти гитариста и какими шлифовками следует для этого пользоваться мы достаточно подробно освятили в разделе видео-уроки. А сейчас хотелось бы более подробно рассказать о том, как сделать ногти более крепкими и здоровыми . Конечно, в интернете можно найти массу различных способов, как это сделать, и каждый сам выбирает для себя более удобные и доступные, но я расскажу Вам о более действенных и проверенных в практике.
Итак, прежде всего, хотелось бы сказать, как это не банально звучит, крепость ногтей во многом зависит от питания . Недостаток витаминов сразу отражается на здоровье Ваших ногтей. Для начала, можно пропить курс витаминов с кальцием типа «Кальцид», «КальцийД3» или еще что-то в этом роде. Не плохие витамины «Супрадин» , которые содержат комплекс всех минералов и витаминов и плюс помогают при повышенной утомляемости, но, конечно, подбор препаратов достаточно индивидуальный процесс, тут нужно смотреть, чтобы не было противопоказаний, можно даже проконсультироваться с врачом. Естественно, все мы знаем, что искусственные витамины нельзя употреблять постоянно, обычно, нужно пропить только определенный курс, а потом придется получать витамины из продуктов , которые мы употребляем в пищу. Старайтесь пить больше натуральных молочных продуктов , есть морепродукты , а так же хорошо укрепляет ногти употребление орехов (грецкие, кешью, миндаль, фундук, арахис и т.д.).
С питанием мы разобрались, теперь можно рассказать и о способах укрепления ногтей непосредственно.
Советую делать ванночки с морской солью хотя бы 3 раза в неделю. Туда же, в воду можно добавить сок лимона, соду или различные эфирные масла .
Ежедневно перед сном (можно и несколько раз в день) втирать в ногти следующее (вариантов много, можете выбрать, что Вам нравится): касторовое масло, витамины Е или А в масле, также очень хорошо помогают эфирные масла - лимона, авокадо, иланг-иланга, майораны, розмарина.
Среди желающих укрепить ногти бытует мнение, что хорошо их мазать йодом. Лично мне этот способ не подошел, от йода ногти сначала вроде бы и укрепились, но со временем стали еще более хрупкими. Йод словно высушил их.
И еще, хотелось бы обратить внимание лиц женского пола – использование всевозможных декоративных лаков для ногтей значительно ухудшает состояние ногтей.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные процедуры должны быть комплексными , если Вы один раз в месяц чем-нибудь намажете свои ногти или вымочите их в ванночке с солью, то эффекта никакого не будет.
Вот основные советы, которые можно дать для укрепления ногтей гитаристов. Вы можете выбрать для себя любой или найти другой индивидуальный способ, только не забывайте всегда следить за ногтями и главное содержать их в чистоте и порядке.

(данная статья написана студентами Маркина Н.И. специально для сайта http://сайт )

Перед началом этой статьи я хотел бы еще раз обратить внимание, что пишу я это не для профессиональных музыкантов, не для студентов музыкальных учебных заведений, а для любителей, которые сами потихоньку учатся играть для себя, своих родных и друзей. Для профессионалов эти сведения вообще могут оказать вред.

Надо выращивать ногти для гитары

О проблеме выращивания ногтей для игры, я задумался сразу, как только занялся гитарой. Во мне сталкивались два мнения. С одной стороны я понимал: если хочу красивой игры, надо выращивать ногти, а с другой стороны, я не собирался становиться профессиональным музыкантом.

Пару раз я все же пробовал отрастить ногти, но каждый раз сталкивался с одними и теми же проблемами. Маленькие дети, ежедневная работа по дому диктовали свои реалии, ногти мне сильно мешали в повседневной жизни. А еще они жутко зудели, и каждый раз я не выдерживал и обрезал их.

Чего добивались музыканты, игравшие не используя ногтей?

А еще меня очень интересовал вопрос: а чего вообще добивались музыканты, игравшие без ногтей? Специально и подробно информацию я очень уж сильно не искал, но известно мне вот что. Сеговия говорил, что для игры на гитаре достаточно небольших ногтей, всего на пару миллиметров выдающихся над подушечками пальцев.

Все аккорды на гитаре 6 струн

Но это уже многовато для повседневной жизни. Хорошо, если подушечки пальцев не пухлые, край ногтя находится близко к краю подушечки пальца. А бывает и наоборот. А еще бывает, как у меня: на всех пальцах край близко, а не безымянном – нет. Одним словом, отращивание ногтей – сущая морока, мешающая жить. Но при этом еще хочется и играть на гитаре.

Томми Эммануэль играет на гитаре без ногтей

Есть один очень известный музыкант, который играет без ногтей, это Томми Эммануэль (Tommy Emmanuel) . Да еще как играет, на мой взгляд он вообще самый сильный гитарист мира. Тем не менее, если внимательно приглядеться к его технике, то становится понятно, что в основном она медиаторная.

Томми использует коготь- медиатор , который надевает на большой палец, а другие пальцы часто использует как вспомогательные, хотя и не всегда.

Есть еще один гитарист – Жак Стотзем (Jacques Stotzem). Он использует когти не только для большого пальца, но и для указательного и среднего. Так что, можно брать с них пример.
Но вернемся к нашей теме.

Разница игры с ногтями и без

В чем разница игры с ногтями и без, когда играешь фингерстайл? Бытует мнение, что игра подушечками дает более богатый звук. С одной стороны он приглушенный, но с другой, более богат обертонами, чем когда извлекаешь звук ногтем или медиатором. Это действительно так, и игра подушечками вполне возможна и реальна. Металлические струны дают вполне приличный звук в отличие от нейлоновых, когда играешь без ногтей.

Интервалы в музыке, сольфеджио, таблица

Есть всего две разницы

По большому счету, из моего опыта, есть всего две разницы.
Первая – не очень существенна для игры. Это постановка правой руки и движение пальцев, извлекающих звук. Когда играешь ногтями, пальцы более прямые и угол наклона не составляет и 90 градусов к ладони. Иначе просто будешь цеплять ногтями струны излишне сильно. Впрочем, все это есть в теории по классической гитаре.

А вот вторая разница – она весьма существенная. Дело в том, что без ногтей гораздо сложнее управлять своим звукоизвлечением. Первая проблема – добиться равномерного звука хотя бы по громкости. Мне сложно пояснить, как там конкретно обстоит дело, но предполагаю следующее. Когда происходит щипок струны, то струна как правило попадает сначала на кожу подушечки пальца.

А дальше, если есть ноготь, то струна жестко ложится на ноготь и тут же происходит звукоизвлечение. Т.е. короче говоря, звук выходит сразу же, как вы дергаете струну. А вот если ногтя нет, то тогда после того, как струна легла на подушечку и вы пытаетесь извлечь звук, своим натяжением струна немного сдвигает кожу подушечки пальца, т.к. ногтя нет и ничто не мешает ей немного сдвинуться за струной, и в результате звук выходит с запозданием.

В результате, звук выходит как пиццикато, т.е. с разрывами между нотами, а если при этом еще и быстрые пассажи, то звук вообще невнятной. А хотелось бы звонко, слитно и красиво. А получается пиццикато, к которому еще добавляется неровное поначалу звукоизвлечение, и в результате выходит как-то не очень красиво. Конечно же, проблема эта решаема.

Как правильно держать медиатор

Постепенно с опытом это проходит, особенно если самому уделять внимание слитной игре, но поначалу это может быть весьма разочаровывающим фактором. У меня так и было. В душе играешь как Томми Эммануэль, а на поверку – какие-то несвязные невнятные звуки.

Поэтому, если Вы недавно играете на гитаре и без ногтей, и столкнулись с этой проблемой, то проявите терпение – это пройдет. Просто немного усидчивости и все. А если вы не знаете растить ногти или нет – то не растите, ни к чему это. Потом если захочется вдруг, то вопрос сам отпадет. Я кстати в конечном счета все же отрастил, а зудеть они перестали где-то через месяц.

Мне повезло, мои ногти оказались крепкими и не ломкими. С ногтями на мой взгляд игра интересней и красивей. Звук может и более плоский, но зато намного легче и эффективней управлять экспрессией, придавать звуку оттенки своих эмоций.

И напоследок о средствах ухода. Чтоб ухаживать за ногтями, вам понадобятся ножницы, пилка, щеточка и синтетическая мягкая пемза, чтоб заполировать после обработки пилкой.

Урок №2 - Игра ногтями, уход за ногтями

Прежде, чем начать этот урок, в качестве введения, я бы хотел вас познакомить с одним большим заблуждением, которое довольно часто встречается среди людей, которые никогда не учились играть на классической гитаре, или же были самоучками в этом деле, чего-то недопоняли, или же просто не узнали.

Дело в том, что в интернете я часто встречаю рассуждения на тему "какие струны лучше - нейлоновые или металлические". При этом чаще всего большинство говорит, что "конечно же металлические", приводя в качестве аргументов к этому такие, как "нейлон сильно тянется, его долго настраивать", или "у него звук глухой, а у металла звонкий". Чаще всего так говорят люди, которые или плохо разбираются в игре на гитаре, или знают только какую-нибудь одну её сторону. Чаще всего этой стороной является умение играть песни на акустической гитаре на 3х блатных аккордах. Естественно, что при такой игре нужно использовать металлические струны. Об этом - дальше.

Гитара - это многогранный инструмент. Его можно использовать по-всякому - в зависимости от стиля игры. Можно играть пальцами, медиатором, на электрогитаре, на бас гитаре, на классике, на фламенко-гитаре и т.д. Есть гитары, подходящие для блюза, джаза, аккомпанемента, концертной игры и т.п. Для каждого стиля игры есть свои приёмы и тонкости, также в каждом инструменте используются свои "примочки". Вряд ли кто-то будет играть на электрогитаре пальцами (есть такие известные люди, но их очень мало), блюзмэн скорее всего скажет вам, что предпочитает тонкие металлические струны, которые легко тянутся и на которых легче делать бэнды. Тот, кто играет аккомпанемент, скорее всего скажет вам, что ему нравятся струны потолще.

Итак, для каждого стиля игры есть свои "фишки" и "примочки".

Теперь вернёмся к нейлоновым струнам.

Эти струны - как раз и есть "примочка" (условно говоря, чтобы было понятнее), и используют их при игре на классической гитаре. При этом, если вы играете на такой гитаре и на таких струнах, очень важным элементом такой игры является правильное звукоизвлечение . Основным элементом правильного звукоизвлечения на классической гитаре (а часто не только на ней) является игра ногтями. Кроме этого, помимо ногтей, важную роль играет конструкция гитары, а также правильная посадка с инструментом. Назову 1 из признаков конструкции классической гитары - гриф должен быть вклеен в корпус, а не прикрепляться к нему на винте.

Итак, чтобы правильно играть на нейлоновых струнах, должен быть соблюден ряд правил:

Гитара должна подходить для нейлоновых струн (не на винте, не какая-нибудь например концертная);
- игра должна вестись определённым образом - ногтями, с правильным звукоизвлечением, в правильной посадке, с соблюдением множества правил;
- ногти должны быть правильно обработаны.

Вы должны понять, что сравнить нейлоновые и металлические струны невозможно - нейлоновые и металлические струны служат для разных целей . Если человек говорит вам, что ему не нравятся нейлоновые струны, он просто не знает как правильно на них играть, вот и все дела.

Итак, давайте перейдём к практике и разберёмся, как же нам правильно "настроить" наш рабочий инструмент, то есть наши ногти.

Примечание: раньше на гитаре играли без ногтей, но потом всё же решили, что ими играть лучше. Игра ногтями стала своего рода новым этапом в жизни этого инструмента. Есть люди, которые играют и без них, но их меньшинство, чаще всё же учат играть именно ногтями. Играть таким образом можно не только на нейлоне, а и на металле.

"Настраиваем" ногти

Разберёмся сначала с левой рукой, т.к. с ней всё очень просто - убирайте на ней ногти "под ноль", иногда гитаристы оставляют на левой руке небольшие ногти длиной около 0,5 мм - для придания жёсткости пальцам - это помогает, если при игре часто используется приём "легато".

В качестве примера я предлагаю посмотреть фото моей правой руки, попутно буду объяснять:

Ногти на правой руке необходимо отрастить так, чтобы они выступали за подушечку пальца примерно на 3-4 миллиметра. Как вы видите, на мизинце ноготь спилен "под ноль" - так же можете сделать и вы. После того, как вы их отрастили, их необходимо правильно заточить. Делается это так: если вы смотрите на руку сверху вниз со стороны, обратной ладони, их нужно заточить слева, в том месте, где это у меня показано стрелками. Скошенная затачиваемая поверхность должна быть идеально гладкой, без зазубрин и без выступов.

Примечание: разные школы учат обращаться с ногтями по-разному: или вообще не затачивать, или делать по форме подушечки пальцев, или короткими, или длинными. Профессионалы нередко пользуются накладными ногтями. Я считаю, что споры по поводу правильности обращения с ногтями бессмысленны, так как каждый учитель учит так, как научили его в своё время. Я предлагаю вам один из способов. По крайней мере, меня учит так мой преподаватель, а он закончил музыкальную консерваторию, поэтому у меня по поводу правильности моего способа обращения с ногтями сомнений не возникает.

Разберёмся с большим пальцем.

Здесь вобщем-то то же самое, как и у других пальцев. Затачивайте его слева. Заточка нужна для того, чтобы когда вы будете играть по басовой струне, особенно ударом, ноготь не цеплялся за струну. Часто ноготь на большом пальце не подпиливают, тогда при ударе по струне он играет её ногтем, это тоже практикуется, только я например привык его затачивать.

Лучше всего ногти затачивать не металлической, а пластиковой пилкой. Продаётся она свободно во многих магазинах, стоит недорого. Вот как она выглядит:

Если посмотреть со стороны ладони, то ноготь должен выставляться за подушечку пальца примерно на 2 мм.

В этом уроке всё. Готовьте ваши ногти к игре. Не бойтесь это делать, потому что на гитаре на самом деле так и играют, как на классике на нейлоновых струнах, так и на акустике на металлических струнах.

В следующем уроке мы займёмся очень важным делом - рассмотрим основы правильного звукоизвлечения, используя при игре ногти.

Для профессионалов давно не секрет, что от формы ногтей гитариста зависит не только красота тембра извлекаемого звука, а также форма играет большое значение в технике. Стоит сделать ногти слишком короткими, как играть становится легче, так как палец легче скользит по струнам, однако такая "заточка" негативно сказывается на звуке. Он становится слишком открытым, даже неприятным, привыкшему к красивому звуку уху. Если сделать ногти слишком длинными, то часто можно добиться красивого тембра. Однако при этом играть быстрые пассажи станоится затруднительно - ногти "тормозят" пальцы, замедляют скорость. Кстати, где-то читал, что у Пако де Лусии (короля фламенко) ногти очень короткие. О технике Пако нечего добавить. Слышал лично в живом концерте в Калуге и это было феноменально!!! Эмоции мои били через край.

Мы часто пытаемся подражать тому, что кажется нам "крутым", более совершенным, красивым. Иногда такое же происходило и со мной...

Но каково было мое удивление, когда перестав подражать кому-либо, оторвавшись от привычных способов заточки ногтей я провел мой собственный эксперимент, который, кстати, мог проделать уже много лет назад. Оказывается, можно добиться компромисса между короткими и длинными ногтями за счет изменения формы ногтя.

Почему я пишу, что этот способ является скромным и важным. Скромным - потому что мой, а я скромный человек (здесь улыбаюсь). А важным, потому что это работает! И работает именно у меня, в моем случае! Здесь хочу подчеркнуть, что если Вы повторите все в точности, как делал я, то с очень большой вероятностью у Вас не получится такой же результат. Какая прелесть))). Ведь я не могу дать совет - делайте так-то и будет Вам счастье! Зато я точно могу сказать - ищите, и найдете! И это один из способов поиска.

А почему такое происходит? Да потому, что все мы разные. И эта разность относится не только к психике, характеру, музыкальности и прочему, а также к физиологии.

Ещё хочется добавить, что есть исследователи, которые небезуспешно ищут универсальные формулы для развития техники гитариста, заточки ногтей, развития других аспектов. Совсем недавно, уже после того, как я использую свой новый способ заточки ногтей, мне попал труд Джона Тейлора "Звукоизвлечение на классической гитаре". Читать эту работу я начал с кучей сомнений, так как нашел что-то свое и мне было интересно, что же мне насоветует книга нового. И в самых последних главах, менуя кучу разных формул и доводов из области физики и геометрии, размещенных в начале книги, в конце меня ждал сюрприз. Моя формула - не новость! Тейлор различает несколько основных типов рук, типов пальцев и крепления ногтей. И на основе этого предлагаются несколько способов заточки ногтей.

Приложенные фотографии показывают мой способ заточки ногтей.

Нужно быть внимательным при постановке пальцев (ногтей) на бафик при заточке. Я имитировал здесь постановку рук на струны, пытаясь воссоздать тот же угол между пальцами и струнами.

Не секрет, форма получилась необычная. Раньше я старался найти ещё и компромисс между эстетикой ногтя (имеется ввиду не покраска ногтей лаком) и практичностью его применения в игре на гитаре. Вот это было лишним, хотя красота - дело приятное!

Конечно же, после первичной заточки требуется дальнейшая доработка деталей. Я в этом смысле делаю следующее: поправляю углы (можно видеть острые из них), которые могут быть определены в результате визуального осмотра и/или в результате игры, когда какие-то части ногтя заметно цепляются за струны, тормозя движения; полирую ногти с разных сторон, особенно предполагаемую часть ногтя, контактирующую со струной.

P.S. Подобно Джону Тейлору, в свое время Чарльз Дункан провел похожие исследования с рядом схожих открытий и доводов, которые запечатлел в своей книге "Искусство игры на классической гитаре".