Конспект урока предметы гигиены. Предметы личной гигиены

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Щелковского муниципального района Московской области

Знает каждый на планете,

Даже взрослые и дети,

наши верные друзья-

Это мыло и вода.

Тема: «Предметы личной гигиены»

Учитель-дефектолог

Миронова Анастасия Игоревна

2014 г.

«Предметы личной гигиены»

Цель:

Уточнение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, закрепление навыка их использования. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными вед. ч.), умения отвечать на вопросы.

Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков.

Формирование умения коллективного взаимодействия, доброжелательных отношений между детьми.

Материал : предметы гигиены в тазике: мыло, мочалка, расческа, полотенце, зубная щетка; перфокарты «Четвертый лишний» на каждого ребенка, кукла Катя, зубные щетки на каждого ребенка, письмо от Мойдодыра, аудиозапись.

Ход:

1. В группу входит воспитатель и говорит детям: - Сегодня я получила письмо ко всем детям по одному очень важному делу. Хотите узнать, от кого оно? Угадайте:

Он умывальников начальник и мочалок командир.

И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.

Возьмет он мыло нежное, душистое, отмоет вас он тщательно и чисто. Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.

Правильно, это письмо от МоЙдодыра. Вот что он пишет: «Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою: кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, Перед каждою едою, после сна и перед сном»

2. - А еще Мойдодыр спрашивает, моете ли вы свои руки и лицо? Когда?

А зачем это нужно делать? (ответы детей). Давайте сейчас с вами и поговорим о чистоте, и о том, что для этого нужно, чтобы нам не было стыдно перед Мойдодыром, который так заботится о нашем здоровье.

Если вы ответите правильно на все мои вопросы, то получите подарки от МоЙдодыра. Договорились?

Дети садятся за столы. Звучит аудиозапись финальной песни из сказки К.И Чуковского «Мойдодыр»

3. - Дети, перед вами лежат карточки, на которых нарисованы предметы.

Посмотрите на них и подумайте, что из нарисованного нужно вам для соблюдения чистоты. Зачеркните то, что вам не понадобится.

Дети работают сперфокартами.

4. - Дети, чтобы быть чистыми и аккуратными и никогда не болеть, нужно иметь предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться. Сейчас я загадаю вам загадки о предметах личной гигиены, а вы слушайте внимательно и отгадывайте:

1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

2. Вытирало я, старалось после бани паренька.

Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)

3. Хвостик из кости, а на спинке - щетинки. (зубная щетка)

4. Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. (вода)

5. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.

Собирается она вымыть спинку докрасна. (мочалка)

6. Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)

Молодцы, дети, все загадки отгадали правильно. А вот и отгадки. Воспитатель достает из-под салфетки тазик со всеми отгадками.

5. Воспитатель по - одному вынимает из тазика предметы и рассматривает вместе с детьми.

Какое полотенце? (большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое и т.п.)

Какое мыло? (розовое, ароматное, гладкое, душистое и т.п.)

Какая расческа? (большая, синяя, редкая, пластмассовая и т.п.) И т.о. обо всех предметах.

6. Воспитатель производит различные действия с мочалкой, мылом,

водой и предлагает детям запомнить ее действия.

Что я делала? (мочила, намыливала, терла, отжимала, сушила и т.д.) Воспитатель просит детей отвечать полным предложением.

7. Динамическая пауза.

Льется чистая водица (руки вперед, наклон, потянуться за руками)

Мы умеем сами мыться (выпрямиться, круговые движения ладонями у

лица)

Пасту белую берем (наклон в правую сторону с вытянутой рукой) Крепко щеткой зубы трем (движения, имитирующие чистку зубов) Моем шею (руки за шею), моем уши (ладони к ушам)

После вытремся посуше (присесть, встать, лицо наклонить к ладоням).

8. - А сейчас поиграем в игру, которая называется «Топ-хлош». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

а) полотенцем вытирают лицо... (хлоп)

б) мылом чистят зубы... (топ)

в) зубной щеткой расчесываются... (топ)

г) мочалкой моют тело... (хлоп)

9. - Ой, кто это такой грязный появился у нас в гостях? Это кукла Катя.

Почему ты такая грязная? - Я не хочу и не буду мыться, потому что грязь на моем теле защищает меня от болезней и микробов, а если я буду мыться, то сразу же заболею. Вот так!

Дети, неужели кукла Катя права? А как вы думаете? Правда ли, что от чистоты можно заболеть? Расскажите Кате, для чего необходимо мыться. (ответы детей)

А еще дети знают много пословиц о чистоте и сейчас тебе их расскажут:

В здоровом теле - здоровый дух.

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Чаще мойся, воды не бойся.

Мыло серо, да моет бело.

Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.

Чаще руки мой, грязь вся смоется водой.

Где чистота, там и здоровье.

Ну, что, Катя, понятно теперь тебе, что нужно мыться каждый день?

Возьми от нас в подарок вот эти предметы личной гигиены и в следующий раз приходи к нам чистой и аккуратной. Обещаешь?

Дети прощаются с куклой Катей.

Дети, я думаю, что Мойдодыр был бы доволен вашими знаниями о чистоте и гигиене. Поэтому можете получить от него подарки. Каждому из вас он прислал по зубной щетке.

Воспитатель вручает детям по зубной щетке, подводит итог занятия.

для средней группы

Цель:

  • Уточнение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, закрепление навыка их использования. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными вед. ч.), умения отвечать на вопросы.
  • Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков.
  • Формирование умения коллективного взаимодействия, доброжелательных отношений между детьми.

Материал: предметы гигиены в тазике: мыло, мочалка, расческа, полотенце, зубная щетка; перфокарты «Четвертый лишний» на каждого ребенка, кукла Катя, зубные щетки на каждого ребенка, письмо от Мойдодыра, аудиозапись.

Ход:

1. В группу входит воспитатель и говорит детям: - Сегодня я получила письмо ко всем детям по одному очень важному делу. Хотите узнать, от кого оно? Угадайте:

Он умывальников начальник и мочалок командир.

И если вы ленитесь мыться, он будет мылить вас до дыр.

Возьмет он мыло нежное, душистое, отмоет вас он тщательно и чисто. Почистит ваши зубки порошком и причешет гребешком.

Правильно, это письмо от МоЙдодыра. Вот что он пишет: «Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо:

Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.

Все равно, какой водою: кипяченой, ключевой,

Из реки, иль из колодца, или просто дождевой! Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, Перед каждою едою, после сна и перед сном»

2. - А еще Мойдодыр спрашивает, моете ли вы свои руки и лицо? Когда?

А зачем это нужно делать? (ответы детей). Давайте сейчас с вами и поговорим о чистоте, и о том, что для этого нужно, чтобы нам не было стыдно перед Мойдодыром, который так заботится о нашем здоровье.

Если вы ответите правильно на все мои вопросы, то получите подарки от МоЙдодыра. Договорились?

Дети садятся за столы. Звучит аудиозапись финальной песни из сказки К.И Чуковского «Мойдодыр»

3. - Дети, перед вами лежат карточки, на которых нарисованы предметы.

Посмотрите на них и подумайте, что из нарисованного нужно вам для соблюдения чистоты. Зачеркните то, что вам не понадобится.

Дети работают сперфокартами.

4. - Дети, чтобы быть чистыми и аккуратными и никогда не болеть, нужно иметь предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться. Сейчас я загадаю вам загадки о предметах личной гигиены, а вы слушайте внимательно и отгадывайте:

1. Ускользает, как живое, но не выпущу его я.

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)

2. Вытирало я, старалось после бани паренька.

Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)

3. Хвостик из кости, а на спинке - щетинки. (зубная щетка)

4. Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. (вода)

5. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.

Собирается она вымыть спинку докрасна. (мочалка)

6. Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)

Молодцы, дети, все загадки отгадали правильно. А вот и отгадки. Воспитатель достает из-под салфетки тазик со всеми отгадками.

5. Воспитатель по - одному вынимает из тазика предметы и рассматривает вместе с детьми.

Какое полотенце? (большое, мягкое, красивое, махровое, пушистое и т.п.)

Какое мыло? (розовое, ароматное, гладкое, душистое и т.п.)

Какая расческа? (большая, синяя, редкая, пластмассовая и т.п.) И т.о. обо всех предметах.

6. Воспитатель производит различные действия с мочалкой, мылом,

водой и предлагает детям запомнить ее действия.

Что я делала? (мочила, намыливала, терла, отжимала, сушила и т.д.) Воспитатель просит детей отвечать полным предложением.

7. Динамическая пауза.

Льется чистая водица (руки вперед, наклон, потянуться за руками)

Мы умеем сами мыться (выпрямиться, круговые движения ладонями у

Пасту белую берем (наклон в правую сторону с вытянутой рукой) Крепко щеткой зубы трем (движения, имитирующие чистку зубов) Моем шею (руки за шею), моем уши (ладони к ушам)

После вытремся посуше (присесть, встать, лицо наклонить к ладоням).

8. - А сейчас поиграем в игру, которая называется «Топ-хлош». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

а) полотенцем вытирают лицо... (хлоп)

б) мыло чистят зубы... (топ)

в) зубной щеткой расчесываются... (топ)

г) мочалкой моют тело... (хлоп)

9. - Ой, кто это такой грязный появился у нас в гостях? Это кукла Катя.

Почему ты такая грязная? - Я не хочу и не буду мыться, потому что грязь на моем теле защищает меня от болезней и микробов, а если я буду мыться, то сразу же заболею. Вот так!

Дети, неужели кукла Катя права? А как вы думаете? Правда ли, что от чистоты можно заболеть? Расскажите Кате, для чего необходимо мыться. (ответы детей)

А еще дети знают много пословиц о чистоте и сейчас тебе их расскажут:

  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Кто аккуратен, тот людям приятен.
  • Чаще мойся, воды не бойся.
  • Мыло серо, да моет бело.
  • Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.
  • Чаще руки мой, грязь вся смоется водой.
  • Где чистота, там и здоровье.

Ну, что, Катя, понятно теперь тебе, что нужно мыться каждый день?

Возьми от нас в подарок вот эти предметы личной гигиены и в следующий раз приходи к нам чистой и аккуратной. Обещаешь?

Дети прощаются с куклой Катей.

Дети, я думаю, что Мойдодыр был бы доволен вашими знаниями о чистоте и гигиене. Поэтому можете получить от него подарки. Каждому из вас он прислал по зубной щетке.

Воспитатель вручает детям по щетке, подводит итог занятия.

Тема: «Предметы личной гигиены».

Цель занятия:

Расширение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, их назначении.

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:
активизация словарного запаса по теме. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «Предметы личной гигиены». Повторение по темам: «Цвет», «Форма», «Величина».

Коррекционно-развивающие:
Развитие диалогической речи, пространственной ориентировки, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного внимания, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. Привитие навыков здорового образа жизни.

Оборудование: Презентация , экран, проектор, ноутбук, пиктограммы «Эмоции», полоски с поговорками разного цвета и длины: «Чистота – лучшая красота», «Чисто жить – здоровым быть», «Чистота – залог здоровья»; «посылка от Мойдодыра», конверт с письмом, предметы личной гигиены, игра «Волшебный мешочек».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. – Покажите, с каким настроением вы пришли на урок Прилож. 1)

Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да!
(Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да!
(Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да!
(Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да
! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да!
(Разводят руки в стороны и обнимают себя)

II. Актуализация знаний. Определение темы занятия.

Перед вами предметы. Назовите их. (Расческа, мыло, зубная щетка, книга). Что лишнее? ( Книга) . Уберите лишний предмет. Что осталось? (Расческа, мыло, зубная щетка). Это предметы личной гигиены. Тема нашего урока «Предметы личной гигиены». (Слайд № 2)

III. Предметы личной гигиены

К нам в класс пришла посылка. Давайте узнаем от кого эта посылка.

Дорогие ребята!

Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.

Ваш Мойдодыр

(Слайд № 3)

Отгадайте, что там лежит?

Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок) (Слайд №4)

Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята? (Мыло) (Слайд №5)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка) (Слайд №6)

Вытираю я, стараюсь,
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце) (Слайд №7)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа) (Слайд №8)

Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище. (Щетка для чистки одежды) (Слайд №9)

Кто считает зубы нам.
По утрам и вечерам. (Зубная щётка) (Слайд №10)

Все эти предметы личной гигиены. (Слайд №11)

(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, щетку для чистки одежды.)

Ребята, вы знакомы с этими предметами? Для чего они нужны? - Мы с вами живем в современном мире и кроме этих предметов есть и другие. Посмотрите, вот они перед вами. Руки и лицо можно мыть специальным гелем и пенкой. Содержать наше тело в чистоте нам помогают гели для душа, пены для ванны. Мочалку может заменить губка для мытья тела. А чем мы моем волосы? Да, есть шампуни для разных типов волос. Зубная щетка бывает непростой, а электрической. Носовые платки могут быть бумажные, их не нужно стирать, они одноразовые. Полотенце тоже бывает одноразовым. Посмотрите, какие бывают расчески. Они сделаны из различных материалов: пластмассовые, деревянные, металлические. Есть массажные расчески. А это расчески для укладки волос, их выпрямления. И щетка для одежды может отличаться от привычной. (Учитель демонстрирует все перечисленные предметы.)

I ( Слайд №12)

1. " Моем руки": ритмично потирать ладошки, имитируя мытьё рук. Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! 2. " Стряхиваем водичку с рук": пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку. Брызги - вправо, брызги - влево!
Мокрым стало наше тело!
3. "Вытираем руки": энергичные движения имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем. Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро.

V. Игра «Что с чем дружит ( Слайд №13)

С чем дружит Письменная работа (Слайд №14. Прилож. 2)

VI. Манипуляции с предметами личной гигиены

-

VII . Итог занятия

Выбери самую длинную полоску. Какого она цвета? Прочитай поговорку. Найди это предложение. (Слайд №15). Найди это предложение. (Слайд №15). (Слайд №15). Невозможно быть чистым без предметов личной гигиены! - Понравилось ли вам занятие? Какое у вас настроение? (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным. Используются пиктограммы «Эмоции». Прилож. 1) - Спасибо, вы все молодцы! (Слайд №16).

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность учащихся

Примечание

I. Организационный момент

Воспитатель просит детей улыбнуться и показать пиктограмму, соответствующую их настроению.

Вы готовы, глазки?

Вы готовы, ушки?

Вы готовы, ручки?

Вы готовы, ножки?

Вы готовы?

Учащиеся показывают карточку с грустным, веселым или злым лицом.

Поглаживают веки глаз

Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их

Хлопают в ладоши

Поглаживают ноги, притопывают

Разводят руки в стороны и обнимают себя

Прил.1

II. Актуализация знаний. Определение темы урока

Расческа, мыло, зубная щетка, книга - что лишнее?

Расческа, мыло, зубная щетка – назовите одним словом.

Книга – лишняя. (Убирают книгу).

Предметы личной гигиены.

Слайд

2

III. Предметы

личной гигиены

Что это? Кто прислал письмо? От кого посылка? Учащиеся отгадывают загадки про: Носовой платок

Мыло

Мочалку

Полотенце

Расческу

Щетку для чистки одежды

Зубную щётку

Назовите предметы одним словом

Дети читают на коробке -Посылка Мойдодыра.

Дети показывают предметы, соответствующие отгадкам.

Это предметы личной гигиены.

3

4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

11

I V. Игра «Волшебный мешочек»

Давайте поиграем. Попробуйте угадать, что в мешочке. Смотреть нельзя, можно только трогать.

Дети либо достают названный предмет; либо нащупывают предмет и достают, называя его; либо ищут предмет, аналогичный показанному.

V. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика

Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! – моем руки.

Брызги - вправо, брызги - влево! Мокрым стало наше тело!- стряхиваем водичку.

Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро.- вытираем руки.

ритмично потирают ладошки, имитируя мытьё рук.

пальцы сжимают в кулачок, затем с силой выпрямляют пальчики, как бы стряхивая водичку.

Выполняют энергичные движения, имитируя поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем.

12

VI. Игра «Что с

чем дружит.

Практическая работа

С чем дружит нос…, ногти…, волосы..., зубы…?

Учитель просит раздать карандаши и листы для работы

Ищут и показывают для каждой картинки, картинку с соответствующим изображением.

Дети выполняют действия по словесной инструкции.

13

14, прил.2

VII. Манипуляции с предметами личной гигиены

Убери носовой платок. Возьми зубную щетку и положи рядом с зубной пастой. Положи полотенце между зубной щеткой и зубной пастой. Возьми мыло и положи его под полотенце. Возьми мыло и положи его на мочалку. Посчитайте, сколько расчесок.

Дети выполняют действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции.

VIII . Итог урока

Выбери самую длинную полоску. Какого она цвета? Прочитай поговорку. Найди это предложение. Выбери широкую полоску. Какого она цвета? Прочитай поговорку. Найди это предложение. Выбери узкую полоску. Какого она цвета? Прочитай поговорку. Покажи это предложение. Невозможно быть чистым без предметов личной гигиены!

Понравилось ли вам занятие? Какое у вас настроение?

Выбирают самую длинную, широкую, узкую полоску называют цвет, читают поговорку, находят её на слайде.

Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным. Используются пиктограммы «Эмоции».

15

Прил.2

Коррекционное занятие «Предметы личной гигиены».

Первый класс.

Цель : расширение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса по теме.

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, артикуляционной, тонкой, общей моторики, зрительного внимания, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. Привитие навыков здорового образа жизни.

Предметные умения:

Формировать основные правила личной гигиены;

Практически закрепить гигиенические навыки и умения.

Личностные:

Формирование установки на здоровый образ жизни;

Понимание основных моральных норм: ответственности, взаимопомощи, правдивости;

Оценка своих поступков.

Регулятивные:

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками во внеурочной деятельности;

Формирование умения планирования и организации своей деятельности.

Познавательные:

Развитие любознательности и познавательной инициативы;

Развитие умения выделять главное;

Развитие умения осознано строить речевое высказывание;

Постановка и решение проблемы;

Работа с информацией.

Коммуникативные:

Умение отвечать на поставленный вопрос;

Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Аргументировать свои высказывания;

Четко выражать свои мысли;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Межпредметные связи: Окружающий мир, литературное чтение, русский язык.

Формы работы: Фронтальная, в малых группах, работа в парах.

Оборудование : презентация, проектор, экран, ноутбук, конверты с заданием «Собери картинку», предметы личной гигиены, игры «Волшебный мешочек», «Что с чем дружит?».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие. (Дети показывают на доске настроение с помощью магнитов «Капелька настроения»)

Садитесь на свои места.

Вы готовы, глазки?

Да! (смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (поглаживают ушки)

Вы готовы, ручки?

Да! (хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (поглаживают ноги, топают)

Вы готовы?

Да! (обнимают себя)

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

Ребята, у нас сейчас урок здоровья, а это значит, что мы будем говорить о …. Здоровье. А точнее о предметах, которые помогают нам сохранить здоровье. А вот, что это, за предметы и какое отношение они имеют к нашему здоровью, мы сейчас выясним.

«Собери картинку»

(работа в парах, малых группах)

Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся разрезанные картинки, которые вам необходимо собрать. Приступаем к работе. Можно работать в паре, в группе и помочь своему товарищу.

Собрали? Молодцы! Какие картинки у вас получились?

Дети: Мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь.

А кто мне ответит, как называются эти предметы?

Ребята, мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь – это предметы личной гигиены. Именно они помогают нам сохранить наше здоровье. И говорить мы сегодня будем именно об этих предметах.

III. Актуализация знаний обучающихся.

Сейчас я буду задавать вам загадки. У кого окажется картинка-отгадка, тот поднимает руку.

Загадки.

Лег в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Носовой платок должен быть у каждого. Пользуясь им, следите, чтобы он был всегда чистым. Кашлять и чихать нужно в платок, особенно, когда болеешь. Он должен быть индивидуальным. Им нельзя делиться с друзьями.

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтобы у каждого было –

Что это, ребята? (Мыло.)

Мыло – настоящий друг. Оно помогает уничтожить микробов, которые любят жить на наших руках и разность болезни. Когда нужно мыть руки? После туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте, перед едой.

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка, губка .)

Мочалка или губка для тела тоже индивидуальный предмет, как и носовой платок. Только вы можете мыться ею в ванной, под душем или в бане. Мочалка нужна для тщательного мытья всего тела.

Вытираю я, стараюсь,

После ванны паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце. )

Для чего нам полотенце? Чтобы вытирать руки, лицо, ноги, тело. Полотенца бывают разные банные и кухонные. Банными мы вытираемся после того как умылись или помылись, а кухонными пользуемся на кухне. Вытираем посуду, чашки, ложки, руки.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа .)

Расческа – это индивидуальный предмет личной гигиены. Нельзя пользоваться чужими расческами. Можно заболеть (перхоть).

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам? (зубная щетка )

Зубная щетка у каждого своя. Мы не пользуемся чужими зубными щетками, потому что это опасно для здоровья. Менять зубную щетку нужно один раз в 2-3 месяца.

Она не сахар, не мука,

На них похожа лишь слегка.

Её на щетку положи

И зубки тщательно потри. (Зубная паста .)

Зубная паста очищает наши зубы от налета, уничтожает вредных микробов и освежает дыхание.

Ею голову все моют

Пенится и щиплет глаз

Пахнет вкусно аромат

Будешь чистым, как алмаз. (Шампунь .)

Шампунь – это необходимое средство для мытья волос. Есть шампунь для взрослых и для детей.

Убираем картинки в конверты.

I V . Изучение нового материала.

Как же называются предметы, загадки о которых мы отгадывали?

Все перечисленные предметы называются – Предметами личной гигиены.

А что же такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом,

А для чего нужно содержать свое тело в чистоте? (ответы детей)

Для того, чтобы быть здоровыми.

Наше тело, ребята, покрыто кожей. Потрогайте её на руках, на лице. Кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движении. Именно кожа защищает наше тело от болезней. А как же она будет нас защищать, если будет грязным, и на ней будет жить огромное количество микробов. Грязное тело может принести вред здоровью. Кроме того грязные и неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

С кем вам приятнее общаться с таким другом (чистый, аккуратный) или с таким (неряха, грязнуля).

У неряхи и грязнули всегда плохое настроение, он часто болеет. С ним никто не хочет играть.

А человек, который соблюдает правила личной гигиены здоровый, веселый, энергичный, аккуратный.

С таким человеком приятно общаться и дружить.

А вы дружные ребята? Давайте проверим. Выходите все сюда, встаем в два ряда (один напротив другого). Друг к другу лицом.

V. Физкультминутка «Здравствуй, друг!»

Все участники делятся на две равные группы. Одна группа образует внутренний круг, другая внешний. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к стоящим во внешнем круге, таким образом образуя пары. И повторяют за ведущим следующие слова, сопровождая их жестами.

- Здравствуй, друг! (Жмут друг другу руки).

- Как ты тут? (Хлопают правой рукой по левому плечу партнера).

- Где ты был? (Осторожно треплют ухо).

- Я скучал! (Складывают руки на груди).

- Ты пришел! (Разводят руки в стороны).

- Хорошо! (Обнимаются).

Затем, стоящие во внешнем кругу делают шаг в сторону, тем самым производя замену партнера. Слова и движения произносятся вновь. И так далее, пока опять не встретятся первые пары.

Молодцы! Дружные ребята. Посмотрели в окно, на дверь, на доску (установка на внимание). Садимся на свои места.

Игра «Волшебный мешочек»

Посмотрите, ребята, у меня есть волшебный мешочек, в котором находятся волшебные предметы. Давайте поиграем. Каждый из вас по очереди будет выходить ко мне и опускать в мешочек обе руки. Смотреть в мешочек нельзя. Берем один предмет, трогаем его, ощупываем и стараемся угадать, что в руках. Называем, а потом достаем и показываем всем ребятам, проверяем, правильно угадали или нет.

Ребята, вы сейчас трогали разные предметы. До занятия были на улице. И думаю, что не все сделали то, о чем я вас попросила после прогулки. А попросила я вас вымыть руки теплой водой с мылом. Поэтому сейчас, я предлагаю вам вытереть руки влажной салфеткой, которую тоже можно назвать предметом личной гигиены. Мы пользуемся влажными салфетками в том случае, когда рядом нет воды и мыла – в парке на прогулке, в поезде, в машине и так далее.

Вытираем руки и смотрите, наши белые салфеточки стали серые. Вот сколько грязи, микробов было на наших руках. Выбрасываем грязные салфетки.

V I . Закрепление изученного материала. Игра «Что с чем дружит?»

Что у меня в руках? Расческа. Вот я думаю толи зубы ею почистить, толи руки почесать. Что делать с расческой? Конечно, расчесать волосы. Получается, что расческа дружит с волосами.

Давайте посмотрим, какие предметы, с чем дружит. На доске слева картинки «Части тела», а справа картинки «Предметы личной гигиены»

С чем дружит нос?.... зубы?....руки?...ногти?....лицо?....волосы?....ноги?

Молодцы!

V II . Рефлексия. Подведение итогов.

И так, ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о….. продолжите предложение….. О здоровье и предметах личной гигиены.

Назовите мне предметы личной гигиены (ответы детей).

Какое отношение имеют предметы личной гигиены к нашему здоровью? Благодаря этим предметам мы можем сохранить наше здоровье и хорошее настроение.

А как у вас с настроением? Кто-то хочет поменять «Капельку настроения»?

На этом наше занятие заканчивается, спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

    Воспитание школьников: журнал. – М.: Издательство «Школьная Пресса», 2001. - № 9; 2003. - № 3; 2005. - № 2, 4; 2007. - № 10.

    Группа продленного дня: Конспекты занятий, сценарии мероприятий: 3 – 4 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2012.

    Дик Н.Ф. «Классные часы в 3-4 классах» (Серия «Сердце отдаю детям»). – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2003.

    Занятия в группе продленного дня. 1-4 классы: конспекты, занимательные материалы, рекомендации/ авт.-сост. В.П. Пашнина [и др.]. – Изд.2-е. - Волгоград: Учитель, 2013.

    «Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия»/ авт.-сост. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова.- Волгоград: Учитель, 2011.

    Классный руководитель: журнал. – 2007. - №4; 2005. - №8.

    Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе (ЗДВ). – 2006. - № 6, 2007. - № 7, 2008. - № 8.

    Обухова Л.А. «135 уроков здоровья, или Школа докторов природы. 1-4 классы». – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

    Справочник классного руководителя: журн. – 2006 – 2007

Конспект открытого урока по предмету «Человек» с учащимися

1 (дополнительного) класса (2 вариант)

Тема: «Предметы личной гигиены».

Цель : расширение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены.

Задачи :

Коррекционно-образовательные:

Активизация словарного запаса по теме.

Коррекционно-развивающие:

Развитие диалогической речи, артикуляционной, тонкой, общей моторики, зрительного внимания, логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности, самостоятельности. Привитие навыков здорового образа жизни.

Оборудование : картинки по теме: «Предметы личной гигиены», игры «Волшебный мешочек», «Что с чем дружит?».

Ход занятия:

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие. (Дети показывают на доске настроение с помощью магнитов «Капелька настроения»)

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ушки наши на макушке,

Глазки наши все открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

II. Формулировка темы урока, постановка цели и задач.

Ребята, у нас сейчас урок здоровья, а это значит, что мы будем говорить о …. Здоровье. А точнее о предметах, которые помогают нам сохранить здоровье. А вот, что это, за предметы и какое отношение они имеют к нашему здоровью, мы сейчас выясним.

«Угадай картинку»

Сейчас я раздам вам конверты, в которых находятся картинки, которые вам необходимо назвать. Приступаем к работе. Можно помогать своему товарищу.

Какие картинки у вас в конвертах?

Дети: Мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь.

А кто мне ответит, как называются эти предметы?

Ребята, мыло, носовой платок, мочалка и губка, зубная щетка, зубная паста, полотенце, расческа, шампунь – это предметы личной гигиены. Именно они помогают нам сохранить наше здоровье. И говорить мы сегодня будем именно об этих предметах.

Пальчиковая гимнастика «Игра с мешочками»

Игра «Что изменилось?»

а)- Вывесить картинки с изображением предметов гигиены

Назовите, какие предметы изображены на картинках?

б) Посмотрите на картинки еще раз. Закройте глаза. Игра «Что изменилось?» (убираю одну картинку).

Назовите, какого предмета не хватает?

III. Актуализация знаний обучающихся.

Сейчас я буду задавать вам загадки. У кого окажется картинка-отгадка, тот поднимает руку.

Загадки.

Лег в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слез,

Не забуду и про нос. (Носовой платок )

Носовой платок должен быть у каждого. Пользуясь им, следите, чтобы он был всегда чистым. Кашлять и чихать нужно в платок, особенно, когда болеешь. Он должен быть индивидуальным. Им нельзя делиться с друзьями.

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтобы у каждого было –

Что это, ребята? (Мыло.)

Мыло – настоящий друг. Оно помогает уничтожить микробов, которые любят жить на наших руках и разность болезни. Когда нужно мыть руки? После туалета, игр, прогулки, общения с животными, поездки в транспорте, перед едой.

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка, губка .)

Мочалка или губка для тела тоже индивидуальный предмет, как и носовой платок. Только вы можете мыться ею в ванной, под душем или в бане. Мочалка нужна для тщательного мытья всего тела.

Вытираю я, стараюсь,

После ванны паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце. )

Для чего нам полотенце? Чтобы вытирать руки, лицо, ноги, тело. Полотенца бывают разные банные и кухонные. Банными мы вытираемся после того как умылись или помылись, а кухонными пользуемся на кухне. Вытираем посуду, чашки, ложки, руки.

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа .)

Расческа – это индивидуальный предмет личной гигиены. Нельзя пользоваться чужими расческами. Можно заболеть (перхоть).

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам? (зубная щетка )

Зубная щетка у каждого своя. Мы не пользуемся чужими зубными щетками, потому что это опасно для здоровья. Менять зубную щетку нужно один раз в 2-3 месяца.

Она не сахар, не мука,

На них похожа лишь слегка.

Её на щетку положи

И зубки тщательно потри. (Зубная паста .)

Зубная паста очищает наши зубы от налета, уничтожает вредных микробов и освежает дыхание.

Ею голову все моют

Пенится и щиплет глаз

Пахнет вкусно аромат

Будешь чистым, как алмаз. (Шампунь .)

Шампунь – это необходимое средство для мытья волос. Есть шампунь для взрослых и для детей.

Убираем картинки в конверты.

Артикуляционная гимнастика

«Чистим зубки»

«Дудочка»

«Паровозик»

«Орешки»

IV. Изучение нового материала.

Как же называются предметы, загадки о которых мы отгадывали?

Все перечисленные предметы называются – Предметами личной гигиены.

А что же такое личная гигиена? Личная гигиена – это уход за своим телом,

А для чего нужно содержать свое тело в чистоте? (ответы детей)

Для того, чтобы быть здоровыми.

Наше тело, ребята, покрыто кожей. Потрогайте её на руках, на лице. Кожа гладкая, эластичная, она способна растягиваться при движении. Именно кожа защищает наше тело от болезней. А как же она будет нас защищать, если будет грязным, и на ней будет жить огромное количество микробов. Грязное тело может принести вред здоровью. Кроме того грязные и неряшливые люди всегда неприятны окружающим.

С кем вам приятнее общаться с таким другом (чистый, аккуратный) или с таким (неряха, грязнуля).

У неряхи и грязнули всегда плохое настроение, он часто болеет. С ним никто не хочет играть.

А человек, который соблюдает правила личной гигиены здоровый, веселый, энергичный, аккуратный.

С таким человеком приятно общаться и дружить.

V. Физкультминутка

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берм,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, руки, уши

После вытремся по суше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Отпусти головку вниз

И тихонько за столы садись.

Игра «Волшебный мешочек»

Сейчас мы с вами поиграем в игру. У меня в волшебном мешочке предметы. Вы должны сказать для чего этот предмет. (мыло, полотенце, расчёска, паста, зубная щётка, зеркало).

А если ты не будешь умываться с мылом? …

Упражнения на дыхание

«Листочки»

«Снежинки»

«Надуй шарик»

VI. Закрепление изученного материала. Игра «Что с чем дружит?»

Что у меня в руках? Расческа. Вот я думаю толи зубы ею почистить, толи руки почесать. Что делать с расческой? Конечно, расчесать волосы. Получается, что расческа дружит с волосами.

Давайте посмотрим, какие предметы, с чем дружит. На доске слева картинки «Части тела», а справа картинки «Предметы личной гигиены»

С чем дружит нос?.... зубы?....руки?...ногти?....лицо?....волосы?....ноги?

Молодцы!

VII. Рефлексия. Подведение итогов.

И так, ребята, сегодня на занятии мы с вами говорили о….. продолжите предложение….. О здоровье и предметах личной гигиены.

Назовите мне предметы личной гигиены (ответы детей).

Какое отношение имеют предметы личной гигиены к нашему здоровью? Благодаря этим предметам мы можем сохранить наше здоровье и хорошее настроение.

А как у вас с настроением? Кто-то хочет поменять «Капельку настроения»?

На этом наше занятие заканчивается, спасибо за внимание.