Интерактивная стена учебно-методический материал на тему. «Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Говорящие стены в детском саду своими руками

Как сделать в группе интерактивную стену: советы воспитателю.

Обратите внимание на пустующие стены. Ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми. Например, сделать одну из стен интерактивной. С ее помощью педагоги решат задачи образовательных областей, организуют образовательную деятельность, творчество и общение дошкольников друг с другом.

Накануне каждого учебного года перед воспитателями стоит задача – как оформить групповую комнату, чтобы в ней было не только уютно, но и интересно детям. Так как воспитанники проводят в ДОО большую часть своего времени, важно, чтобы они хотели приходить сюда снова. Каждый день дети должны чувствовать себя здесь комфортно и узнавать много нового. Чтобы решить эту задачу, можно использовать готовое игровое оборудование и материалы или создать элементы для украшения группы своими руками. Однако даже содержательно-насыщенная среда в группе не будет развивающей, если дошкольники не смогут проявить в ней свои творческие способности, познавательную активность, самостоятельность.

Представляем авторский проект по оформлению интерактивной стены в группе, который был реализован в МБДОУ «Детский сад № 8 „Чебурашка“» г. Скопина Рязанской области . Он поможет воспитателям выполнить требования ФГОС ДО к развивающей среде.

Идея создания интерактивной стены, которая возьмет на себя часть нагрузки и будет дополнять предметно-развивающие уголки, возникла во время ремонта группы детского сада. Для этого была выбрана одна из самых больших стен в помещении. Благодаря усилиям педагогов и родителей стена стала красочной и многофункциональной.

Какие элементы включает интерактивная стена

Интерактивная стена – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОО, своеобразный живой экран.

Элементы интерактивной стены

Интерактивная стена представляет собой рисунок – небольшой городок на трех холмах. Посреди них раскинулась яркая радуга. Веселый паровозик везет детям что-то интересное.

Три холма визуально разделяют стену на три зоны, которые соответствуют образовательным областям:

  • «Городок» – познавательное развитие;
  • «Паровозик» – социально-коммуникативное развитие;
  • «Радуга» – художественно-эстетическое развитие.

«Городок». Воспитанники младшего дошкольного возраста под руководством воспитателя, а дети старшего дошкольного возраста самостоятельно обустраивают данную зону. Они подбирают и размещают элементы социальной инфраструктуры: здания, улицы, светофоры, людей разных профессий. Затем моделируют реальные ситуации, разыгрывают их.

«Паровозик» и связующий элемент – сезонные деревья. В соответствии с содержанием образовательной деятельности воспитатель подбирает и размещает необходимый демонстрационный материал в вагоны паровоза, с которыми в дальнейшем работают и педагог, и воспитанники. Например, ставит в вагончики карточки с буквами, цифрами и обучает детей грамоте и счету.

«Радуга». На качелях радуги воспитатель размещает тематический элемент: например, символ предстоящего праздника или тематическую поделку.

Работа с интерактивной стеной предполагает постоянное общение: детей друг с другом, воспитанников и педагога. Воспитатель в процессе игры, обсуждения какой-либо темы просит детей высказываться развернуто, описывать элементы стены. Таким образом, педагог параллельно решает задачи еще одной образовательной области – речевого развития.

Какие задачи решает интерактивная стена

Интерактивная стена решает важные задачи:

  • создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт в группе.

Интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников. С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации. Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности, – каждый элемент представлять в новом образе. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

Развивающую среду в Реджио-подходе называют «третьим учителем» (первые два — это родитель и собственно педагог). Пространство должно приглашать к исследованию и творчеству, создавать приятное ощущение «свежего воздуха», свободы, спокойствия, вызывать интерес и мотивировать. Как достичь этого эффекта?

Выделить пространство

Для начала нужно разобраться в том, сколько места мы можем выделить для детских игр и занятий. Нам понадобится какое-то место для хранения (полочка, комод с ящиками, стеллаж с открытыми полками, место на полу под корзины) и рабочее пространство (стол и/или место на полу, возможно, застеленное и ковром). Много идей по организации пространства есть на Pinterest по тегам reggio spaces и reggio playroom.
Вот несколько примеров:

Часть детской Кейт (блог An Everyday Story) Материалы привлекательно разложены, книги по теме стоят обложкой к ребёнку Детское Реджио-пространство из блога My Happy Crasy Life

Материалы для игры

Хорошо бы, чтобы в вашей домашней развивающей среде было хотя бы понемногу материалов каждой категории

Материалы для конструирования

Самый простой вариант — все разновидности кубиков, Лего и другие конструкторы. Но здесь можно использовать и множество других материалов. Многое зависит от возможностей пространства. В зоне конструирования могут оказаться спилы дерева, втулки от туалетной бумаги, дощечки и фанера, проволока. Кубики, Лего, другие материалы можно хранить прямо на полу в корзинах и контейнерах или выделить под них часть стеллажа/полки


Фото материалов для конструирования с сайта Mrs. Myers’ Kindergarten

Всё для ролевой игры и перевоплощений

Это ткани, костюмы, уголки для «домиков», кукольное хозяйство — в зависимости от интересов. В любом доме, где есть дети, есть и такие игры. Наблюдая за играми своих детей, подумайте, какими предметами можно обогатить их игровое пространство! Совершенно точно ребёнка порадуют «настоящие» предметы — телефонные справочники, одежда, шляпы, зонтики, сумки.

Творческие материалы

В Реджио-пространстве большое место отводится для творческой мастерской. Материалы для творчества могут быть привычными (краски, карандаши, мелки, разная бумага, ткани, глина, солёное тесто…) или самыми неожиданными (зубочистки, пуговицы, детали от сломанных игрушек, перышки, камни, кухонные принадлежности и др.).

Под домашнее «ателье» можно отвести часть стеллажа или полку. При этом совсем не обязательно хранить материалы в открытом доступе для всех детей, особенно если в доме есть малыши. Главное, чтобы они были в поле видимости. Здорово, если материалы и творческие принадлежности будут разделены по темам и красиво разложены.

Предметы, приглашающие к исследованию

Это может быть лупа или увеличительные стекла, бинокль, микроскоп, фотокамера. На полке может лежать блокнот или журнал для записей, карандаши.

Место для диалога

Кроме творческого «ателье» в Реджио-садиках есть ещё одно особое пространство — «пьяцца» (буквальный перевод с итал. — «площадь») — место, где дети и взрослые встречаются и обсуждают свои идеи и интересы. Дома такое место — чаще всего кухня, где семья за завтраком делится планами на день, а за ужином обсуждает, как он прошёл.

«Говорящие стены»

Ещё одна деталь развивающей среды — «говорящие стены» . В Реджио-садах на стенах висят детские работы и стенды с фотографиями и заметками (о ходе текущих проектов, идеях детей, их росте).

В домашних условиях под такую «документацию» можно отвести часть стены, можно повесить небольшую пробковую доску или сделать «стенд» из холодильника и магнитов.

Идея для холодильника

Дома места на стенах обычно немного и часто его занимают уже готовые детские работы. Но есть простой способ уделить внимание не только результату, но и процессу: это лист на холодильнике, разделенный на три графы.

В первой графе («Я заметил») записываем то, что видит ребёнок, на что он обращает внимание. Во второй графе («Я думаю») — его мысли по этому поводу. В третьей («Мне интересно») — его вопросы и всё то, что его удивило и заинтересовало. Это простая табличка может стать источником ценнейшей информации!

Принципы создания развивающей Реджио среды

Доверие ребёнку и вера в него

Самое важное — когда взрослые доверяют детям и полны оптимизма по поводу их возможностей. Все остальное — дело наживное.

Дети удивительно благодарно реагируют, когда мы доверяем им немного больше. И наоборот, даже самая прекрасно организованная среда не будет работать без контакта с ребёнком и атмосферы интереса и доверия.

Как это работает? Начинаем с малого! Не ждём, пока появятся средства на новую мебель или качественные творческие материалы. Нашим детям для творчества и поиска нужно не так уж много.

Попробуем сделать детское пространство чуть более открытым, чуть более организованным и приятным, чуть более красивым и интересным. И посмотрим открытыми глазами на своих детей в этом пространстве.

Открытость и доступность

Большинство материалов — в доступе и в зоне видимости. С материалами можно играть и творить по-разному, их можно и нужно смешивать создавая новые и новые игры. И сами материалы (по крайней мере, их большая часть) точно так же предполагают свободу творчества.

Посмотрим, что можно сделать с тем, что уже есть. Чаще всего можно рассортировать материалы и разложить по прозрачным контейнерам или корзинкам. Выбросить или убрать на время дешёвые пластиковые игрушки, постараться не вздрагивать, когда ребёнок смешивает и «портит» материалы (нас воспитывали довольно сурово в этом плане, но что такого страшного в том, что ребёнок за день израсходует пачку пластилина?)

Эстетичность и эргономичность

Должно быть удобно и красиво. Как можно больше натуральных материалов, приятных цветов. Мебель, которой удобно пользоваться детям. Книги и энциклопедии с хорошими иллюстрациями. Интересные детали интерьера. А самые лучшие украшения Реджио-среды — это детские работы (рисунки, коллажи, мобили, скульптуры…)

И снова мы начинаем с малого. Одна по-настоящему красивая книга на тему, которая интересна ребёнку (а в идеале — и ребёнку, и маме) больше всего. Убрать лишнее в кладовку, оставив на полочках свободное место. Поставить на полочку за материалами зеркало (или на заднюю стенку шкафа наклеить зеркальную плёнку). Добавить небольшое комнатное растение…

Особая тема — свет. Можно передвинуть детское пространство поближе к окну, купить более лёгкие шторы, улучшить освещение.

Поле для самостоятельности

Не только в игре и обучении, во всём — от одевания до приёма пищи. Задайте себе вопрос: «Как устроить так, чтобы ребёнок мог делать это сам?». Дети вполне могут пользоваться взрослыми вещами, даже такими сложными, как фотоаппарат или приборы для приготовления пищи, но, конечно, с помощью родителей.

Поддерживаем любопытство

И здесь развивающая среда может выходить за пределы игровой комнаты и за пределы дома. Прогулки могут стать самым интересным делом для всей семьи. У детей всегда есть чем нас удивить, и это прекрасно!

Организация развивающего пространства в духе Реджио

Елена Иванова

Украшая, стену , таким образом, я преследую несколько целей.

Во - первых; - Вывешиваются картинки, плакаты, иллюстрации по темам недели :

«Масленица» , «Осень» , «Русские сказки» и т. д. (тем самым украшается третье пространство ) ;

Во - вторых; - Тему для самообразования я выбрала по здоровьюсбережению. И для профилактики зрения частично пользуюсь авторской методикой В. Ф. Базарного. Для этого на подвесной леске, я располагаю дидактический материал, который воспринимается в режиме дальнего зрения и в режиме поиска, т. е. дети получают информацию не только на занятиях и из книг, но и из ярких картинок, весящих на стене на разных уровнях .

На занятиях по художественно - эстетическому развитию дети стали более заинтересованными, много увлечённо срисовывают; рисунки стали разнообразнее, содержательнее. Стараются нарисовать незнакомых им животных, птиц.




Так же по периметру потолка группы натянута леска , на которую подвешивается дидактический материал. Колебательные движения лески с наглядностью, создает повышенную эффективность зрительного восприятия.


Таким образом, создание развивающей среды в группе играет большую роль в развитии ребенка. Поэтому важен каждый уголок и стенка в группе .

Публикации по теме:

Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

В группе у нас есть стена, которая была пустая. Долго мы не знали, чтобы такое с ней сделать, чтобы она приняла красивый внешний вид. Наконец.

В этом году мы не изменяли своей традиции и оформили стену памяти ВОВ. Родителей и воспитанников старших и подготовительных групп,я попросила.

9 мая во Дворце Творчества – это особый день. Великий праздник День победы отмечают и дети, и родители, и педагоги. Этот день - символ гордости.

Доклад «Социокультурное пространство ДОУ» Москвичева О. В. Социокультурное пространство ДОУ В настоящее время в связи с выходом в свет Федерального государственного образовательного.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в космическое пространство» Конспект НОД в старшей группе на тему: «Путешествие в космическое пространство» Задачи: 1. Продолжать формировать представления детей о космосе,.

Нам с детьми в 2014 году дали другую группу. И когда был сделан ремонт стало понятно что чего-то не хватает. Так как наши дети очень любят.

Татьяна Белоусова

Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей говорить красиво и правильно , научить думать, размышлять, делать выводы, но и создать условия для этого. Окружающая обстановка должна быть привлекательной и яркой для поддержания интереса к занятиям. Каждый предмет должен нести смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие.

Приглашаю вас в мой кабинет . Он небольшой по площади и поэтому было важно максимально эффективно использовать пространство стен . Я придумала такое оформление и назвала его условно «Говорящая стена » . Помог воплотить мои задумки в жизнь наш художник. Изображения букв я взяла из интернета.

Одной из важнейших задач своей деятельности считаю обучение детей грамоте (подготовка к обучению грамоте) . Практически 100% выпускников моей группы идут в 1 класс умеющими читать. Это очень важно для успешного старта в школе, тем более для детей с ЗПР и речевыми нарушениями.

Гласные звуки «живут» на «Поющей яблоньке» . В начале обучения это просто яблонька, а потом, по мере изучения звуков, каждое яблочко заменяется на изображение звука (артикуляция +буква) . Если на занятии кто то из детей забыл, какие бывают гласные звуки, то быстро оглядывается на «Поющую яблоньку» и вспоминает.

Парные согласные - они всегда ходят парами. По атрибутам можно вспомнить название буквы : У Ш -шапка и шарф, у П-пинетки на ногах, у В- валенки, у Г- галстук и т. д.


Всегда мягкие согласные : их, как известно 3, они сидят на мягком облачке.


Всегда твердые согласные : их также 3 и они располагаются на твердом камушке.


Этот веселый паровозик помогает нам научиться делить слова на слоги. В первый вагон мы определяем слова, состоящие из 1 слога, во второй- из двух и т. д.


Думаю, что использование стен в качестве эффективного средства организации развивающей среды , является простым решением такой непростой задачи.


Публикации по теме:

Проектный метод как эффективный способ формирования у детей знаний и навыков по ПДД Вид проекта: познавательно-игровой, информационно - ориентированный Продолжительность проекта: краткосрочный с 16.11 по 27.11.2015 гг. Участники.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ (учитель-логопед Трашенкова Л. В.) Современные.

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-дефектолога ОТЧЕТ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА. Копаницкая И. В. учитель-дефектолог Основная.

Паспорт кабинета учителя-дефектолога Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №11 комбинированного вида городского округа город Нефтекамск.

Паспорт комплексно-методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №56» компенсирующего вида Паспорт комплексного методического.

Проект организации предметно-развивающей среды кабинета учителя - дефектолога 1. Цель проекта Создание и совершенствование развивающей предметно – пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проектная деятельность в ДО как нестандартный нетрадиционный способ организации образовательных процессов «Проектная деятельность в ДО как нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов ориентированной на оказание.

Один из классиков отечественный педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия.
В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать даже… стены.
Многие разработки, присланные на конкурс «Группы раннего развития. Развивающая среда для малышей», посвящены оформлению так называемой «сенсорной стены» - места, на котором крепятся материалы и различные приспособления для развития сенсорного восприятия детей.
Огромная роль при создании таких стен отводится цвету.
С работой по различению цветов, их называнию и использованию связано и множество других придумок воспитателей младших групп из различных регионов России.
С некоторыми из них мы сегодня познакомим наших читателей.

Мебель в форме «цветка»

Педагоги детского сада № 30 «Тополек» п. Славянка Приморского края разработали и создали оригинальную мебель под названием «Пятицветик», которая одновременно выполняет функцию обучающего пособия.

«Пятицветик» - это пять усовершенствованных детских стульчиков, скрепленных между собой в форме «цветка». Внутри «цветка» имеется объемное пространство, которое заполняется мячами, сшитыми из цветной ткани, соответствующей цвету стульев. Стульчики и мячи окрашены в красный, зеленый, желтый, белый, синий цвета. (Набор цветов соответствует требованиям ««Программы воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.Васильевой.)

«Пятицветик» всегда находится в групповом помещении, используется в самых различных ситуациях - бытовых, игровых и собственно обучающих. Благодаря этому дети знакомятся с цветами и усваивают их названия без специально организованных для этого занятий в течение нескольких месяцев. Результаты наблюдений педагогов показывают, что к февралю 73% малышей определяют 3-4 цвета, а 21% детишек знают все основные цвета.

Городок состоит из четырех плоских домиков размером чуть выше роста ребенка четырех цветов: красного, желтого, синего и зеленого. В каждом домике «живут» геометрические фигуры такого же цвета - круг, квадрат и треугольник. Между домиками - цветной заборчик. На его желтые колышки надеваются желтые стаканчики, на синие колышки - синие стаканчики и т.д. Еще заборчик можно украсить соответствующими цветными ленточками. Возле одного из домиков сидят собачки. И вот беда: у них все время расстегиваются ошейники. Приходится детям наводить порядок - застегивать ремешки. Рядом с другим домиком гуляют медвежата. И у них все время случаются неполадки в костюмах: то пояски расстегнутся, то сапожки расшнуруются.

Есть в Радужном городке волшебное дерево, которое меняет свой внешний вид в соответствии с временем года. А над пестрыми домиками светит ласковое желтое солнышко и сияет веселая разноцветная (атласная) радуга.

Тему разноцветья продолжает экран, закрывающий батарею. На нем изображена голубая вода. А в воде «плавают» разноцветные рыбки, которые крепятся к экрану с помощью пуговиц.

«Веселое путешествие»

Так называется сенсорная стена, которую придумали для своих малышей педагоги Татьяна Рыкова и Любовь Мельникова из детского сада № 19 г. Узловая Тульской области . Все элементы панно сделаны из материалов разной фактуры. При желании ребенок может внести «изменения» в развернутый на стене игрушечный мир: перевесить фрукты на дереве, пересадить птичек, по-новому расположить узор на спинке божьей коровки. А веселые разноцветные колобки - не что иное, как светофор.
Если «шевелится» красный колобок и кричит: «Я горю! Смотрите все на меня!» - никто не должен шевелиться. Как только «подаст голос» зеленый колобок: «Теперь моя очередь!» - все начинают двигаться, а паровозик громко стучит колесами: «Тук-тук-тук!»

В том же садике «Тополек» п. Славянка для малышей чуть постарше выкрасили в разные цвета обеденные столики и стульчики, добавив к пяти основным еще два - розовый и голубой. Названия цветов постоянно присутствуют в разговорной речи: «Саша, зачем ты берешь синий стул? Ты же сидишь за розовым столом, значит, тебе нужен розовый стул». Столы можно использовать и для организации дидактических игр, позволяющих научить детей соотносить предметы между собой по цвету. Например, давались задачи разложить кубики на столы в соответствии с цветом: на красный стол - красные кубики, на синий - синие и т.д. Разнообразие вариантов употребления названия цвета в речи позволяет учитывать психологические особенности непроизвольного внимания.