Детская нервность. Детская нервность материал на тему Симптомы ранней детской невропатии

В наше время участились случаи заболевания невропатией детей дошкольного возраста. Даже, в возрасте до трех лет дети бывают агрессивными, импульсивными, непослушными и истеричными. Родители обращаются к специалистам неврологам, невропатологам и психиатрам. Давайте разберемся в этом явлении, почему происходят случаи невропатии у детей . Большинство родителей хотят знать, какие изменения произошли в психике их чада. Но дело в том, что болезнь была вызвана больше поведением самих родителей и она появилась не на ровном месте. В семье происходят какие-то неблагоприятные для нормального развития ребенка ситуации, и значит меняться в первую очередь нужно самим родителям.

Истерические проявления в поведении ребенка могут быть вызваны также определенными процессами, происходящими еще в утробе матери. Беременным женщинам нельзя волноваться. И если, в период вынашивания ребенка женщина подвергается постоянным стрессам, то это может, впоследствии отразиться на психике малыша. И ребенок будет легко подвергаться испугу, по крайней мере, в первый год своей жизни. В наше время высоких технологий получить информацию о правильном вынашивании беременности не является проблемой, но почему-то мало кто пользуется рекомендациями специалистов. Дети до трех лет, мамы которых постоянно испытывали тревогу и стресс, находятся в группе риска . У них могу развиться такие вредные привычки, как сосание пальца, обгрызание ногтей, энурез (здесь можно почитать о , онанизм, выдергивание волос. У ребенка, находящегося в утробе матери, если мама постоянно подвергается стрессу и волнению, может быть ослаблена психо-соматическая система и развиться невропатия, которая в последствии будет проявляться следующим образом :

1. В виде эмоциональной неустойчивости, то есть малыш будет часто капризничать, испытывать постоянные беспричинные страхи и волнения, невозможно быстро переключить его внимание на какой-нибудь другой предмет.

2. Нервная система не в состоянии регулировать работу внутренних органов, из-за этого рано развивается вегето-сосудистая дистония. При этом дети склонны к обморокам, у них может затрудниться дыхание, малыш может посинеть при крике, у него происходят расстройства желудочно-кишечного тракта, а также расстройства мочеиспускания. Ребенок еще может испытывать тошноту, различные страхи, чувство тревоги, боли в области пупка.

3. Иной раз родители радуются тому, что их ребенок очень активный. Уже 22-23 часа ночи, а он до сих пор не хочет спать. Это является тревожным сигналом и говорит о том, что нервная система ребенка находится в опасности. Ребенок постоянно в перевозбужденном состоянии и от этого организм не отдыхает должным образом. При невропатии у детей происходит нарушение сна - то ребенок спит слишком много, то слишком мало. Страдающие невропатией дети часто отказываются от дневного сна, а ночью часто просыпаются, кричат во сне и, даже, могут быть подвержены лунатизму.

4. При невропатии у детей из-за ослабленной нервной системы происходят частые заболевания ОРВ и ОРЗ. Из-за нервного расстройства повышается чувствительность слизистой оболочки носа, поэтому дети становятся более подвержены аллергиям и простудным заболеваниям .

5. При развитии невропатии у ребенка происходит некое ослабление функций головного мозга. Малыш плохо переносит яркий свет, шум, духоту, а также перемену погоды.

Значит, в развитии невропатии у детей основными виновниками являются родители. Нужно следить за своим здоровьем беременным женщинам, мужьям стараться сохранить благоприятную обстановку в семье. Если, родившийся малыш находится в группе риска, родителям нужно уделять ребенку больше времени, изменить методы общения с ним, участвовать в развитии ребенка, применять различные развивающие методы, игры. Если есть необходимость, обратиться к специалисту, который поможет решить проблемы, возникшие с ребенком, в индивидуальном порядке.

Нарушения высшей нервной деятельности

И. П. Павлов в опытах на собаках установил, что можно вызвать серьезные нарушения высшей нервной деятельности, если, например, применять чрезмерно сильные условные или безусловные раздражители, резко увеличивать длительность действия тормозных раздражителей, включать непосредственно друг за другом или даже одновременно положительный (подкрепляемый) и отрицательный (неподкрепляемый) раздражители и пр.

Если без перерыва по очереди включать положительный условный раздражитель (например, метроном с частотой 60 ударов в 1 мин) и сходный с ним отрицательный (такой же метроном, но с частотой 100 ударов в 1 мин), то условные рефлексы на некоторое время нарушаются. После их полного восстановления опыт протекает нормально, но лишь до тех пор, пока не применяются раздражители, вызвавшие нарушения. Стоит пустить в ход хотя бы один из них, т. е. затронуть больной пункт коры, как на несколько часов, часто и па несколько дней, снова нарушается протекание условных рефлексов.

Такая «ранимость» больного пункта коры иногда сохраняется в течение многих месяцев. Подобные нарушения Павлов назвал локальной, т. е. местной, патологической инертностью корковых клеток.

Изучение нарушений высшей нервной деятельности животных позволило Павлову объяснить возникновение у человека повышенной нервности и некоторых нервных и психических заболеваний. В частности, опыты с получением локальной патологической инертности дали возможность объяснить такие явления, как бред преследования, мания величия, некоторые формы галлюцинаций и др. Локальная инертность нервных клеток лежит в основе явлений «навязчивости», часто наблюдающихся у здоровых людей в форме навязчивых мыслей, идей, музыкальных мотивов, отдельных движений, поступков.

Установлено, что легкость, с которой возникают нарушения работы коры больших полушарий, а также характер и интенсивность этих нарушений зависят от типа высшей нервной деятельности. Нарушения чаще появляются и тяжелей протекают при слабом и сильном неуравновешенном типе высшей нервной деятельности: при слабом типе кора больших полушарий находится почти непрерывно в состоянии заторможенности; при сильном неуравновешенном типе, наоборот, в состоянии сильного возбуждения, которое может временно сменяться резким падением возбудимости.

Причины детской нервности

В нервной системе детей первых лет жизни возникшее возбуждение легко иррадиирует, приводя к общему двигательному беспокойству, а длительное или сильное раздражение приводит к торможению. По мере образования новых и новых условных связей и усложнения высшей нервной деятельности действие чрезмерных раздражителей все сильнее сказывается на поведении ребенка. При слабом типе высшей нервной деятельности ребенок становится пугливым, обидчивым, часто плачет, дрожит; при возбудимом типе - недисциплинированным, капризным, вспыльчивым, чрезмерно подвижным, суетливым. Таких детей называют нервными. Дети других двух типов (уравновешенного подвижного и уравновешенного медленного) также могут быть нервными, но у них нервность, как правило, проявляется значительно слабее.

Следовательно, ребенок может унаследовать от родителей слабый или возбудимый тип нервной системы, а тем самым ее неустойчивость, легко приводящую к нервности. Нередко предрасположение к нервности бывает врожденным, т. е. возникает у плода до рождения под влиянием неблагоприятных условий внутриутробного развития. Такие условия создаются, если мать во время беременности перенесла тяжелую болезнь или нервное потрясение, плохо питалась, потребляла алкогольные напитки и вообще нарушала нормальный образ жизни. В таких случаях признаки нервности часто проявляются уже в первые дни после рождения: ребенок много кричит, спит беспокойно, часто просыпается.

О приобретенной нервности говорят в тех случаях, когда причины, ее породившие, действовали на ребенка после его рождения. Такой причиной может быть все, что ослабляет, истощает организм ребенка, особенно его нервную систему, как, например, родовая травма, неправильное питание, несоблюдение нормального режима, недостаточный сон, различные заболевания, в особенности протекающие хронически, т. е. длительно.

Часто ребенок становится нервным по вине окружающих людей. Ребенок замечает и по-своему переживает все, что совершается вокруг него. К значительному напряжению нервной системы и развитию нервности может привести часто повторяющаяся шумная обстановка, семейные споры, грубые перебранки. Ребенок тяжело переживает резкое, несправедливое или неровное отношение к нему, быстрый переход от чрезмерной строгости к ласкам и захваливанию, частые замечания и запрещения, подавление инициативы. Частые телевизионные передачи, посещения театра и кино, сильно возбуждая нервную систему, также могут способствовать развитию нервности.

Негативизм

Каждый ребенок может проявить своеобразное упрямство-делать противоположное тому, что от него требуют. У нервных детей такое негативное, т. е. отрицательное, отношение к внешним воздействиям может часто повторяться и стать характерной чертой поведения. Ребенку подставляют тарелку с кашей и предлагают есть - он отказывается. Стоит убрать тарелку - он требует ее. Снова подставляют - и опять отказ. Если, отодвинув тарелку, сказать: «Не ешь!» -и затем не обращать на ребенка никакого внимания, он через некоторое время сам ее пододвинет, все съест и даже может попросить добавку. Подобные негативные реакции появляются, когда требуют, чтобы ребенок вымыл руки, пошел гулять или ложился спать. Чем строже настаивать на своем, тем сильнее проявляются негативные реакции.

Эта черта поведения, называемая негативизмом,- одно из частых проявлений детской нервности. Чтобы ослабить негативизм, следует избегать тона приказания, например сказать: «Если хочешь, съешь» - и больше не настаивать на своем.

Детские страхи

Испугать ребенка может каждое явление окружающей жизни, если оно незнакомо ему и возникло неожиданно. Ребенок пугается, если из-за угла внезапно выскочила собака, или раздался сильный непривычный звук, или впервые он увидел человека в маске. Такой испуг естествен и, как правило, не оставляет никаких дурных последствий. Иное дело - необоснованные и непреодолимые страхи, свойственные многим нервным детям. Они пугаются громких звуков, даже часто повторяющихся, боятся темноты, грозы, сильного ветра, жуков, червяков - словом, поводов для страха может быть много. Мало того, ребенок боится войти во двор, где когда-то его испугала собака, отказывается подойти к человеку, на котором он раньше видел маску. Постоянные страхи угнетают ребенка, подавляют его активность.

В развитии страхов чаще всего повинны окружающие, запугивающие ребенка милиционером, стариком, который унесет его в мешке, злым разбойником, серым волком, а иной раз мать угрожает, что отнесет его в темный лес или сама уйдет от него навсегда. Если в развитии нервности основную роль сыграли семейные неурядицы, то нередко с ними связываются и страхи: отец бросил семью - ребенок непрестанно боится, что мать уйдет от него; при иных ситуациях ребенок может бояться драки, вида пьяного отца и т. п.

Неврозы

Чрезмерно сильные раздражения могут вызвать более серьезные нарушения нервной деятельности, которые принято называть неврозами. Они проявляются не только в повышенной нервности, но и в нарушении тех или иных функций организма. Так, сильный испуг может привести к появлению судорожных припадков, к заиканию, изменению сердечной деятельности или к другим патологическим явлениям. Все эти явления могут сохраняться длительное время, иногда многие годы и даже всю жизнь.

Чрезмерно сильные воздействия, травмирующие нервную систему, могут вызвать невроз у любого ребенка. Однако чаще всего невротическое состояние появляется у детей со слабым типом высшей нервной деятельности и с неуравновешенным, или возбудимым, типом. У детей двух уравновешенных типов - подвижного и спокойного - такие же воздействия чаще всего вызывают лишь временные и менее выраженные нарушения, которые позднее бесследно исчезают. Иными словами, ребенок с сильным уравновешенным типом высшей нервной деятельности легче противостоит травмирующим воздействиям.

Профилактика нервности

Лечить нервных детей, особенно страдающих неврозами, должен врач. Создавать же обстановку, предохраняющую от возникновения или усиления уже существующей нервности,- это дело тех, кто окружает и воспитывает ребенка.

Профилактика, т. е. предупреждение, нервности в основном сводится к устранению всего того, что может нанести ущерб высшей нервной деятельности ребенка. Начинать профилактику надо с внутриутробного периода его развития, создавая для беременной женщины максимально благоприятные условия жизни, оберегая ее от заболеваний и всего, что травмирует нервную систему. Для воспитания столь необходимой ребенку бодрости и жизнерадостности большое значение имеют физическая культура, подвижные игры, а в дальнейшем и спорт. Взрослые должны быть всегда спокойны и вежливы как между собой, так и с ребенком. У нерешительных детей надо пробуждать активность, прививать им навыки самообслуживания, всячески стимулировать их деятельность, давать им ряд посильных заданий все возрастающей трудности. Неуемную активность возбудимых детей надо направлять по разумному пути, заполняя жизнь ребенка игрой, физическими упражнениями, трудом.

В целях предупреждения детского негативизма взрослые не должны препятствовать проявлению их самостоятельности. Постоянные одергивания и запреты, нередко не обоснованные, лишь способствуют развитию детской нервности. Вместе с тем слово «нельзя» должно быть действительно запретом.

Очень интересные опыты были проведены на детях дошкольного возраста. У них был образован положительный условный рефлекс на слово «можно» и отрицательный на слово «нельзя». Произведенное один раз подкрепление отрицательного раздражителя (слова «нельзя») и неподкрепление положительного раздражителя (слова «можно») привело к тому, что если в дальнейшем слово «можно» быстро удалось снова превратить в положительный раздражитель, то слово «нельзя» на долгое время перестало быть прочным тормозным раздражителем: несмотря на отсутствие подкрепления, оно вызывало положительную реакцию. Взрослый человек взвешивает значение этих слов на основании своего многолетнего опыта: он знает, когда и почему «можно» и «нельзя». Для ребенка слова «можно» и «нельзя» в сильной степени носят характер приказания.

Слово «нельзя» перестает быть тормозным раздражителем, когда, например, вслед за запрещением взять конфету ребенок ее получает. Это ведет к нарушению одной из существенных норм поведения. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет установление правильных условных связей между определенными речевыми раздражителями и реакциями ребенка. Вместо постоянного «нельзя» лучше, где возможно, отвлекать внимание ребенка, а запреты должны быть убедительными, понятными ребенку и вместе с тем окончательными.

Родители и воспитатели должны разговаривать с ребенком всегда в ровном, спокойном тоне, без ноток раздражения, нетерпения и гнева. Не должно быть противоречия между требованиями отца и матери, родителей и воспитателей. Упрямым детям приказания рекомендуется делать не в категорическом тоне, а в виде просьбы. Если протест ребенка очень бурный, лучше не настаивать на выполнении приказания. Никогда нельзя применять телесных наказаний, так как они не только причиняют боль, но оскорбляют и озлобляют ребенка, травмируют его нервную систему.

Источник Кабанов А.Н. и Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста. Учебник для дошкольных педучилищ. Изд. 2-е, перераб. М., "Просвещение", 1975.


Для невропатии у детей характерна повышенная возбудимость, чрезмерно быстрая истощаемость, нарушение аппетита и пищеварения, расстройства сна, развитие тиков и заиканий, появление разнообразных аллергических реакций. Очень часто такие схожие симптомы испытывают дети с задержкой психического развития или так называемой умственной отсталостью. Но сравнивать эти 2 разных диагноза недопустимо.

На сегодняшний день в медицине под термином невропатия подразумевается целый ряд специфических психических нарушений, которые присущи для раннего детского возраста. Дети-невропаты активны, любопытны, чересчур эмоциональны, отличаются резким перепадом настроения. Им очень сложно успокоиться и держать себя под контролем.

Слыша диагноз – невропатия или врожденная детская нервность, у родителей возникает много вопросов, ответы на которые мы постараемся дать в этой статье.

Основные причины болезни

По мнению врачей, одной из главных причин развития такого недуга является неблагополучное протекание беременности:

  • стрессы;
  • некоторые хронические заболевания;
  • чрезмерно сильный токсикоз;
  • родовая асфиксия.

В первые месяцы жизни своего малыша стоит очень внимательно следить за протеканием заболеваний, как кроха их переносит (диспепсические расстройства, инфекции).

Ребенок активно развивается, и нервная система испытывает огромную нагрузку. Может возникнуть легкое органическое поражение некоторых зон головного мозга.

Причиной могут также стать травмы, инфекционные поражения и даже недостаточность витаминов.

Невропатия у детей: симптоматика

  • Врожденная детская нервность проявляет себя чаще всего уже с первых дней жизни. Младенец беспокойный, не спит, неохотно берет грудь, вздрагивает от малейшего шума. Плачет и кричит без повода. В дальнейшем возможны частые срыгивания, запоры или поносы.
  • После 2 лет малышам очень сложно сосредоточиться на чем-то одном, они не усидчивы, быстро утомляются.
  • Признаками невропатии могут быть головные боли, астматические приступы, обмороки, резкие колебания артериального давления.

Специалисты по симптомам выделяют две группы больных:

  1. Дети имеют неустойчивые эмоции, повышенную возбудимость, аффективные вспышки, сменяющиеся сильным утомлением.
  2. Больные другой группы имеют повышенную истощаемость, угнетенное состояние, истерические приступы. Им сложно приспособиться к переменам в жизни, они не уверенны в себе.


Впоследствии детская нервность переходит в другие нервно-психические расстройства.

Виды и формы заболевания

Медики выделяют типы невропатии:

  • Периферический. Такой тип болезни вызван нарушением периферической нервной системы. Он поражает нервные окончания, которые находятся в конечностях человека.
  • Краниальный. Вызывает нарушения работы одного из 12-ти пар черепно-мозговых нервных окончаний. Вследствие чего может нарушаться зрение или слух.
  • Автономный. Поражает вегетативную нервную систему. Она отвечает за работу сердца, пищеварение и другие важные функции организма.
  • Местный. Этот тип недуга может повреждать лишь один или группу нервов конкретного участка тела. Симптомы проявляются внезапно.

Возможные осложнения и последствия

Очень редко случается так, что к 6-7 годам ребенка исчезают все психоневрологические расстройства.

Но в большинстве случаев симптомы лишь ухудшаются (возникают вегетативно-сосудистые расстройства, нарушения двигательной сферы, развивается детский невроз) и создается фон для формирования психопатии.

В двухлетнем возрасте может уже проявляться гиперкинетический синдром, то есть дети становятся гиперактивны, но не целенаправленны. Регрессируют психические процессы.

В дальнейшем часто возникают ночные страхи и кошмары, периодически наступают нарушения дыхания. Могут быть жалобы на боль в области сердца, живота.

Как осложнение проявляются пароксизмальные нарушения. Больные страдают эмоциональной неустойчивостью, пугливостью, энурезом и энкопрезом.

Диагностические мероприятия

В случае проявления нескольких, даже на первый взгляд неясных симптомов, которые могут напоминать невропатию, необходимо немедленно обратиться к доктору (детскому неврологу).

После осмотра внешнего вида ребенка, нужно пройти стандартное обследование:

  • общий анализ крови, который определит СОЭ (иными словами — скорость оседания кровяных телец эритроцитов);
  • расширенный анализ мочи;
  • рентген грудной клетки;
  • измерить уровень глюкозы плазмы после еды;
  • сделать электрофорез сывороточных белков.

В зависимости от результатов доктора назначают дальнейшую тактику обследования. Проводят электромиографию, измеряют скорость проведения у больного его нервного импульса и берут на биопсию нервное волокно.

Как проводится лечение

Лечение невропатии проводится как комплекс медико-педагогических действий. Применяются меры для контролирования симптомов недуга и борьбы с первопричиной болезни.

Медикаменты назначаются только врачом. Это могут быть:

  • общеукрепляющие средства;
  • и так называемые седативные препараты.

Коротким курсом выписывают раствор бромида натрия 1% (200 мг) и кофеин-бензоат натрия 0,05 г по 1 чайной ложке трижды в день. Клизмы с сульфатом натрия применяют в дошкольном возрасте.

Подростки под наблюдением доктора проходят курс лечения легкими транквилизаторами. Это могут быть Либриум (от 10-ти до 30-ти мг в сутки), а также Седуксен (от 5-ти до 20-ти мг), Аминазин (не более 100 мг в сутки). Но чаще всего к лекарственным средствам советуют не прибегать, особенно в раннем возрасте.

  • прием витаминов;
  • водные процедуры;
  • гимнастику;
  • массаж;
  • и полный покой, чтобы дать восстановиться нервным клеткам.

Нужна ли реабилитация после лечения

Ребенок после лечения патологии нервной системы нуждается в домашней реабилитации. Но родителям следует понимать, что тяжелые повреждения в детстве нервного волокна, к сожалению, не поддаются восстановлению.

При прохождении курса реабилитации, очень важно, чтобы дети уделяли особое внимание физическим упражнениям, закалялись, часто пребывали на свежем воздухе. Обязательно стоит придерживаться беспрекословно всех рекомендаций лечащего доктора. Консультироваться с детским психологом, педиатром.

Средства и способы профилактики невропатии

Профилактика невропатии заключается в том, чтобы, в первую очередь, обеспечить нормальные условия беременности.

А после рождения ребенка уделять особое внимание сбалансированному питанию, мерам воспитательного и гигиенического характера, рационально организовывать занятость и отдых ребенка.

Опыт родителей

Как показывает статистика форумов, где обсуждалась тема невропатии у детей, родители справлялись все же с расстройствами у детей.

Известно, что кроме медикаментозного лечения, применяли они и другие меры. Пытались окружить ребенка заботой и лаской, проводили лечебные массажи, записывали детей в бассейн или возили к морю.

Доктор советует

Важно своевременно распознать признаки невропатии у ребенка и обратиться в медицинский центр. Старайтесь, чтобы ваш ребенок рос и развивался в атмосфере любви и спокойствия, придерживался постоянного режима и избегал высоких эмоциональных/физических нагрузок.

Видео к статье